1 г. 1 мес. Ребенок ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик, при этом иногда падает, удерживает равновесие при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске.

1 г. 2 мес. Преодолевает небольшие препятствия.

1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ног обувь.

1г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.

1 г. 5мес- 1 г. 7мес. Держит ложку, может собрать пирамидку, построить из кубиков домик, бросить мяч.

1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.

1 г. 8 мес.- 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Сам ест из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одевается, раздевается.

РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Побуждайте ребенка работать обеими руками: для этого давайте ему маленькую бутылочку с крышечкой, которую он может открывать и закрывать. Обычно ребенок действует более активно одной рукой. Ничего страшного: пусть он пользуется той рукой, которой ему удобнее.

2. Учите малыша самостоятельно есть. Когда наступает время еды, поставьте перед ним то блюдо, которое он любит, сядьте перед ним и назовите это блюдо. Положите свою руку поверх руки ребенка и помогите ему взять ложкой пищу и отправить ее в рот. Повторяйте движения руки, с каждым разом помогая ему все меньше. Продолжайте до тех пор, пока он не сможет есть сам.

3. Разговаривайте с ребенком, пока он ест, и рассказывайте ему какие-нибудь истории. Говорите ему, как называется пища, которую он ест. Давайте ребенку понюхать разные блюда, продукты и называйте их.

4. Пусть малыш пробует одеваться сам. Сперва он будет протягивать руку или ногу, как бы помогая вам. Покажите ему, что вы довольны. Конечно, в основном вы будете одевать его сами, но тем не менее поощряйте его за старания.

5. Помогите малышу научиться ходить более уверенно: шагайте с ним по неровной поверхности, вверх и вниз по лестнице, в горку и под горку. Как только ребенок научится хорошо ходить, он попытается бегать.

6. Когда ребенок научится ходить и бегать, он будет пытаться осваивать и другие движения. Малышу понравится забираться на всякие предметы и дома, и на улице. Поощряйте его к лазанию, но при этом следите, чтобы он не упал. Покажите ребенку, как перелезать через забор, калитку, бочку. Помогайте ему, пока он не научится лазать сам. Покажите ребенку, как проползать под изгородью, калиткой, внутри труб.

7. Покажите ребенку, как спрыгивать с небольшой высоты, например с бревна или ящика. Когда ребенок научится прыгать сам, пусть прыгает с большей высоты.

8. Покажите, как пинать ногой мяч. Попросите другого ребенка поиграть с вашим. Дайте им мячик. Научите детей бросать его по-разному: высоко, низко, из-за головы, между ног.

9. Поощряйте ребенка к игре с предметами, к ролевым играм. Например, он может представить, что коробки - это дома, мягкие игрушки - животные, а куклы - дети.

10. Выполняйте упражнения, развивающие координацию движений. При проведении упражнений придерживайтесь системы и соблюдайте последовательность и регулярность. Выполнять их следует ежедневно по 5-10 мин, учитывая при этом возможности ребенка, чтобы не вызвать у него усталости и как следствие - негативного отношения к занятиям.

Упражнения по координации движений способствуют развитию наблюдательности, стимулируют подражание, развивают внимание и память.

Дальше