Время работы: основное - с 7:30 до 19:00 Дополнительное - вечерние и ночные часы Выходные дни - по обращению родителей

Программа развития элементарных математических представлений детей 3-4

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Количество и счет:

- Знакомство с понятиями "ОДИН" - "МНОГО";
- Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно - неравно, больше - меньше);
- Формирование представлений о сохранении количества;
- Количественный и порядковый счет до 5;
- Знакомство с цифрами 1 - 5, формирование умения соотносить количество с цифрой.

Сравнение:

- Сравнение предметов по размеру, цвету, форме.
- Объединение предметов в группы по размеру, цвету, форме, по назначению, выявление "лишнего" предмета из группы.
- Сравнение предметов по длине, ширине, высоте методом наложения и приложения.

Ориентировка в пространстве:

- Формирование пространственных представлений: справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади. За – на – над - под, внутри, снаружи и другие.
- Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.
- Учить различать правую и левую руку.

Ориентировка во времени:

- Формирование временных представлений: утро – вечер, день – ночь.
- Части суток.
- Установление последовательности событий: раньше, позже, одновременно.
- Различение понятий: сегодня, завтра, вчера.

Геометрический материал:

- Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Знакомство с геометрическими телами: шар, куб.
- Формирование умения находить в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

0

2

Занятие №1.
Тема: Один. Много.

Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).
Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.

- Что лежит у меня в корзинке? (Мячики)
- Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много)
- Возьму один мячик. У меня один красный мячик.
- Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики)
- Сколько было мячиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.

3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали,
Потихоньку закружились и на коврик опустились.

4. Давайте соберем мячики в корзинку.

- Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного)
- Я положу в корзинку 1 красный мяч.
- Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил?
(Все мячики собрать в корзинку)
- Сколько в корзинке мячиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.

5.Игра "Пеозд".

Мы сидели, мы устали,
А сейчас мы дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Соберем мы паровоз,
чтобы в гости нас повез.
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы.
- Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол.
«Подъехать» к строительному уголку. - Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол.
«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. - Сколько мишек? (Один) Сколько собачек? (Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т.д.
«Подъехать» к столу. - Что лежит на столе? Для чего нужны ? - Это игрушки, нужны для того. чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)
- О чем еще можно сказать "много", "один"?

6. Итог урока.

Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

0

3

Занятия №2.
Один. Много. Группировка предметов по размеру.

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Овощи».

У Лариски 2 редиски,
У Антошки 2 картошки.
У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.
А у Вовки 2 морковки,
Да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.
( загибаем пальчики на каждое имя)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Игра "Соберем овощи в корзинки"

- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите одним словом. Овощи. - Одинаковые ли овощи?  Большие и маленькие. - Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие. - Саша, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?

3. Физминутка. «В огород мы пойдем».

В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем,
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(выполняем движения по тексту стихотворения)
- Какие овощи собирали?

4.Загадка.

- Отгадайте загадку, найдите отгадку в корзинке.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
                      Помидоры.

5.Игра "Разложим овощи на грядках."

У каждого ребенка по 2 полоски – грядки. Положим полоски – грядки перед собой. Сначала возьмем зеленую полосоку и положим ее горизонтально. Вот так. Показать. Теперь возьмем желтую полосочку и положим ее под зеленой. Вот так. Показать.

1) На зеленую полосочку – грядку мы положим один большой помидор. Левой рукой придержите полосочку за уголочек, вот так, а правой возьмите большой помидор. Положите его на «грядку» слева, рядом с пальчиками.
На желтую полосочку мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полосочку левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и пложите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо.
Левой рукой крепко держим полосочку и не отпускаем, а правой выкладываем. - Сколько помидорчиков на зеленой грядке? Один. - Сколько маленьких помидорчиков на желтой грядке? Много.
Соберем в тарелочку все овощи.

2) На другом огогоде помидорчики росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полосочку много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.

6.Итог урока.

Мы сегодня учились находить большие и маленькие предметы и раскладывать их на полочки слева направо. - Какая игра вам больше понравилась?

0

4

Занятие №3.
Один. Много. Группировка предметов по цвету.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Фрукты».

1, 2, 3, 4, 5
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
В сад идем мы собирать
(Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Груши, яблоки и сливы,
Мандарины, апельсины.

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Игра «Соберем урожай».

На доске яблоня с яблоками 3 цветов и 2 размеров. - Что выросло на яблоне? Будем собирать урожай в корзины. - Сколько красных корзинок? Одна. - Сколько зеленых корзинок? Одна. - Сколько желтых? Одна. - Сколько всего? Много. (три, если кто-то из детей умеет считать) Нужно положить яблоки в корзины так, чтобы в каждой были похожие яблоки. Если собирать по размеру, то одна корзина будет лишняя. Нужно собирать яблоки в корзины по цвету.
В первую корзину соберем красные яблоки, во вторую – зеленые, а в третью – желтые.
- Саша, возьми одно яблоко. Сколько яблок ты сорвал? Какого оно цвета? У тебя большое красное яблоко. Повтори.
- В какую корзинку ты положишь это яблоко?
Разложить все яблоки.

3. Физминутка.

       Мы потопаем немножко, вот так вот так,
       Мы похлопаем в ладошки, вот так, вот так,
       Мы попрыгаем немножко, вот так, вот так,
       И присядем на дорожку, вот так, вот так.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

4. . Игра «Найди, кто один»

Найдите стульчик, на котором нарисован такой же предмет и скажите, что на нем стоит. На стульчиках прикреплены картинки, парные картинки у воспитателя. На стульчиках стоят игрушки, например, 1 матрешка и много мышек. 1 груша и много тарелок. - Принеси предмет, который один на этот стол. Что ты принес? Почему ты принес именно этот предмет? Матрешка одна, поэтому я ее поставил на стол.

5.Игра «Где что лежит?»

Что лежит на столе?  Назовите одним словом. Фрукты. Поставлю корзину. Куда я поставила корзину? На стол. Разложу фрукты. Куда я положила грушу? В корзинку. Где лежит яблоко? Перед корзиной. А где лежит апельсин? Вы его видите? Где он прячется? За корзиной. Возьми банан и положи его в корзину. Куда ты положил банан? Положи красное яблоко перед корзиной. Куда ты положил красное яблоко? И т.д.

6. Итог урока.

Какая игра больше понравилась? Сегодня мы раскладывали предметы по цвету и считали где один предмет, а где много.

0

5

Занятие №4.

Ход урока.

1.Пальчиковая гимнастика. Котенок.

Кусается больно котенок – малыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Будешь кусаться, скажу тебе кыш!
(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Учить выделять один предмет.

- Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.

3.Работа на доске.

На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.
Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?
Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну? (2 способа)

4. Физминутка. Будем в классики играть

Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.
(Прыжки па одной ноге.)

5.Выкладывание на полосках.

Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?

6.Знакомство с цифрой 1.

- Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.

7.Итог урока.

- С какой цифрой познакомились?

0


Вы здесь » Мини-сад "Гномики" » Занятия с детьми дома. » Программа развития элементарных математических представлений детей 3-4